Сопсно Йоль.
Йоль
"Раньше праздник середины зимы - Йоль праздновался 6-9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль двенадцать ночей начиная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, кажется перебором). Однако, для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности, это совершенно не принципиально.
Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние измения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе - божествам мира мертвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.
Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или просветлением. Человек изнутри начинает воспринимать себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей - еще одна идея, принимаемая в этот период. В мироздании обнаруживается смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.
Современные общины и празднества
Обычный неоязыческий праздник состоит из
• благословения всей общины знаком молотота Тора
• восхвалением и призыванием богов в целом (того или иного бога)
• той или иной поучительной программой (от чтения отрывков из 'Старшей Эдды' до гадания на рунах)
• вкушением и дележкой с богами пищи
• пусканием рога или чаши с алкоголем по кругу с провозглашением тостов, с кратким восхвалением любимого божества
• остальное - как получится
Ничего плохого в таком распорядке праздника нет, кроме того, что он во всех своих программных элементах соответствует архетипу одного сезона - Весны. Все направлено на переживание единства с другими людьми (подобными себе), богами, землей. Нет выделения себя из общей массы общины, нет соревнований, возможности выяснить отношения в рамках культивируемой обрядности, инициальных испытаний. Все между собой равны, за исключением Жреца и Жрицы, которые обычно представляют из себя Папу или Маму общины.
Общины и праздники 'весеннего' типа характеризуют незрелое состояние, изо всех сил стремящееся к 'летней' сепарации от своих 'родителей': индустриальной культуры, пост-христианской идеологии, пост-капиталистического или пост-советского общества. Потому большинство подобных языческих сборищ напоминают детский игровой утренник ('утренник', кстати, тоже 'весенняя' ассоциация) с воспитательницей или пионервожатым.
Община переходит в 'летнюю' стадию, когда в ней находят свое место не только Жрец и Жрица (то есть главные), но и другие участники. Когда рядовые участники перестают быть не связанными собственными функциями и обязательствами 'детьми'. Конечно, это время мерянья тем, что у кого-то бывает больше или меньше, чем у другого. Что бы это ни было. 'Осенний' период может давать раздоры и разрывы, даже раскол, но и новую самоидентификацию общины и каждого человека в ней. В 'зимнее' время община находит новый идейный или мистический смысл своего существования. И на новом витке этого круга сезонов уже появляется поколение 'старших' общинников, которые могут чему-то научить или помочь новоприбывшим. "
(С) Галина Бедненко, "Праздники и ритуалы"
Йоль - это великое время свершений. Новое солнце, новый свет, возрождение. В ночь на Йоль слова, знаки и предсказания имеют большую силу. Также, столкновение в эту ночь с персонажами не из нашего мира и взаимодействие между ими и людьми/не-людьми яляется вполне вероятным, что, соответсвенно тоже имеет весомую значимость. Именно в это время вы можете определиться со многими вещами. А вообще, Йоль - праздник, каких мало. Поэтому, давайте встретим его достойно и радостно, а в Крыму, так и в хорошей компании старых и новых друзей.