Мы живем в "проявленном" мире и, по идее, каждый день сталкиваемся с явлением Времени. И, по сути дела, не знаем что это. Существуют загадочные явления "временных петель" да и просто "шуток мироздания" в этой области. Даже в области физики начали потихоньку приближаться к идее его нелинейности. А что ввобще Время для эльфа
Для "затравки" вот статья одного "нашего человека", с которой он выступил на конференции фестиваля "Звездный мост".
Волшебная Страна и нелинейность времени
В наше время можно прийти к интересному парадоксу. Мистик в своих выводах опережает физика примерно как черепаха Ахиллеса. То есть, убеждения мистика, философа, идеалиста позднее станут новейшей научной идеей.
Когда физики утверждали веру в абсолютное время, среди философов и мистиков отчасти возродился миф о Волшебной Стране и ее искателях. Чьи примеры как раз иллюстрировали нелинейность времени.
И вот современная физика приходит к ограниченности всех понятий, которыми мы описываем мир, как продуктамышления, а не свойств действительности. В области релятивистской физики продолжаются диспуты о нелинейности времени. Стоит процитировать хотя-бы одну идею: пространство и время неразрывно связаны. Они будто пронизывают друг друга. А поскольку прностранство более чем нелинейно, ему в этом уподобляется время…
Ломка стереотиповтрадиционной физики тем более драматична, что невозможно определить нечто, не выходя за его пределы. Поэтому вряд ли следует углубляться в сугубо научную драму доказательства нелинейности времени.
Тем более, что за пределами физики одновременно существуют три типа пространства-времени: историческое, мифическое и сакральное.
В историческом обитаем все мы. Но без периодического контакта с мифическим и сакральным временем-пространством не существуют ни история ни эпоха. Они обогащают и одухотворяют историческое пространство (даже на событийном уровне), а через последнее проявляются сами. Скорее всего, моментыих естественных )или сверхьестественных) циклов слияния может сопровождаться интересными временными феноменами.
Нет нужды доказывать, что мифическое время-пространство циклично. По его законами происходят события в Волшебной Стране и в жизнях ее обитателей. Когда люди попытались разделить окончательно историческое и мифическое время-пространство, они совершили ошибку. Еще мыслители древности определяли миф как «мистический инструмент души, позволяющий созерцать истинную реальность» (Прокл). К.Г. Юнг и Мирча Элиаде вернули понимание гармоничного влияния истории и мифа друг на друга.
Сакральное время-пространство находится на стыке исторического и мифического. По словам доктора физических наук А. Чуличкова, «в нем происходит священная встреча человека с Богом».
Оно также влияет на течение обыденного времени, делая его нелинейным. И к сакральному времени-пространству также подходит язык мифа, который вообще очень меток и универсален. Но в нем существует множество ключей (например, исторический, символический, астрологический, математический (он же пифагорейский), психологический и т.д.).
Попытаемся воспользоваться некоторыми из них, ибо попытка использовать все отягощает мир фолиантами.
Всюду контакт личности и Волшебной Страны преображает не только течение времени, но и саму личность. Это либо священый шанс на инициацию и внутренее обогащение либо эксцесс, порождающий жертв Волшебной Страны.
Есть три красивых примера историй неких Избранников Эльфов, и судьбы их всех связаны со специфическим «нелинейным» временем.
Ойсина Сладкоголосого полюбила дева-фэйри. Он отправился с ней в Землю Блаженных, но потом заскучал там и вернулся в свой мир. А там уже прошли тысячи лет. Так Ойсин мгновенно состарился, утратил все, что было ему дорого и провел свои оставшиеся дни в спорах со святым Патриком и плаче о своей утраченной Ирландии.
Томас Рифмоплет полюбил королеву эльфов и последовал за ней в Волшебную Страну. Когда вернулся назад, время также ушло вперпед на столетия.Но сир Томас стал не Юродивым скитальцем, а величайшим поэтом и пророком. То есть, вернулся с Дарами и прожил вполне достойную жизнь.
Третий случай вообще особый. В ночь на Самайн (когда смещаются границы миров, и времени сам Бог велел быть нелинейным) король Конхобар посылает воина Неру обвязать ивовым прутом ноги повешенному. Возможно, речь шла о некоем потаенном ритуале. Потому, что после этого деяния у Неры открывается «магическое зрение», затем он попадает в Волшебную Страну. Там он видит разрушение своего королевства. Но эльфийская дева говорит ему, что это лишь вероятность, которую можно изменить. И дает ему возможность вернуться в тот же момент времени, когда вышел из чертогов Конхобара. Хотя Нера уже успел прожить в мире эльфов не один год. Но за это Нера должен потом навсегда уйти в мир эльфов. Но такова цена за спасение того, что воистину дорого.
Итак, для Ойсина время, проведенное в Волшебной Стране, своеобразный Сон Золотой. От которого он потом жестоко пробуждается.
Сир Томас принял Волшебную Страну как Ученичество, и потому обогатил внутренне не только себя, но и свое время.
В случае Неры речь может идти не только об инициации, но и о жреческом рукоположении. Ведь он не только воспользовался на благо «нелинейным временем эльфов», но и затем «Удалился от мира».
Жертва Волшебной Страны либо желала корыстно использовать Иной Мир, либо попадала туда случайно. Такая личность возвращается в свой мир безумцем, утратившим свое время.
Для первых трех Избранников Волшебной Страны утрата своего времени за единый день в ней своего рода плата за Священый Шанс. В некоем роде, они к этому готовы. Правда, Ойсин, как и О’Донохью, был при жизни вознесен в мир Идей и Архетипов. А поплатился за попытку «войти еще раз в ту же реку».
Если речь идет о несчастном безумце- жертве эльфов, стоит вспомнить об опасности священого знания для непосвященного. Как и об опасностях Подсознания, в котором водятся и добрые и злые фэйри. В глубинной психологии Юнга контакт с Коллективным Бессознательным может быть тождественен поиску Волшебной Страны. Тем более, что во сне время исчезает. Целая эпоха может уместиться в минуту, и наоборот. Интересная деталь: во время летаргического сна время над человеком не властно, а за три дня после пробуждения наверстывает вынужденную паузу.
Есть еще один аспект: все это происходит с точки зрения человека. Для эльфа (как и для восточного мистика) времени может не существовать. Последние вообще утверждают, что время и пространство – порождение ума. Либо (что доказывает история Неры) время для эльфов – некая особая, отдельная стихия, которую они великолепно знают. Как мореплаватель знает стихию, в которой плывет его корабль…
Для эльфов Толкиена время и пространство скорее духовные феномены. Их время – лишь рябь на реке Вечности. В символическом ключе мудрость и вечные ценностие есть категория вневременная. В сравнении с традиционными фэйри именно эльфов Среднеземья удобнее всего трактовать в символическом ключе.
В Валиноре как некоей священой Самости Арды «…прошлое и будущее сливалось воедино…» Толкиен не уподобляет прямолинейно своих героев тем кельтским героям, что пожертвовали свои дни Волшебной Стране. Но если подумать о специфическом времени Валинора и чисто географическом вопросе его сокрытия Валарами… Притом в «Сильмариллионе» упоминается валинорский календарь. Значит, и сакральное время движется, существует. Но по иному.
При помощи своего Кольца Галадриэль искусственно уподобила Лориен Валинору. Там действовал календарь, подобный валинорскому. Лориен жил так, будто зло еще не родилось. Но это больше трагическая попытка сохранить совершенство в несовершенном мире.
Время Лориена и Валинора нелинейно, и все же не искажено для смертных. В Средиземье нет «безумных скитальцев», физически и духовно утративших свое время.
Возникает интересная аналогия: Лориен и Валинор, по отношению ко времени-пространству, между собой связаны примерно по тем же законам, что эльфийский холм и Авалон (Остров Блаженных, Тир-нан-Ог и т.д.).
Лориен и эльфийские холмы – своеобразная периферия, а Валинор и Авалон – священые центры. Феномены времени-пространства, видимые на периферии, в них усилены и менее подвержены переменам. Возможно, потому, что оттуда исходят.
Для смертного мира физики этому найдется другая аналогия. Точка в центре вращающегося тела неподвижна, а с краю – описывает круги. Центр в данном случае – сакральное время-пространство. Ибо священое всегда постоянно как вневременная категория. Чем дальше от центра и ближе к краю, тем более проявляется смертный мир. Но, опять же, все эти аналогии – продукт мышления.
И вновь всякий раз оказывается, что древние знали это до нас, но описывали «языком Вечности». Символ одновременнои раскрывает и скрывает.
К счастью, для стремящегося к Идеалу и Познанию время действительно иногда бывает нелинейным. Поэтому, для Священого Поиска его всегда хватит.