Вольное Поселение эльфов, не-людей и людей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Школа формальной логики

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Существам, обитающим в социуме, волей или неволей - но приходится вступать друг с другом в коммуникацию. Для того, чтобы коммуникация была обоюдоуспешной - а к таковой я склонен относить ту, в результате которой все ее участники поняли, о чем говорят остальные - им следует принять некую единую базу для такого общения. Они могут говорит на разных языках (в этно-лингвистическом смысле) - и при этом получать месседж, переданный собеседником, а могут и на одном языке не понять ни слова.
Созданию такой среды и служит формальная логика. Можно спорить о ее достоинствах и недостатках, тем не менее - вот уже в течении почти 2.5 тысячелетий она худо-бедно позволяет множеству существ во всем мире создавать среду общения. Вот о ней, этой самой формальной логике, как инструменте, и пойдет речь...

Отредактировано Captain Thimo Taer'nei (2010-05-23 09:03:17)

0

2

Итак, начнем с азов - основных понятий и законов логики, ибо без таковых азов дальше двигаться смысла нет... (научные понятия и определения, определенные в самой логике, буду выделять  синим цветом, заимствованные объяснения - зеленым, собственные комментарии оставлю в обычном виде.)

Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
В современном понимании,

  Логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
Добавлю от себя - я бы использовал термин"правильный" именно в том контексте, о котором говорилось выше - для создания общей понятийной среды...

Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Опять же - добавлю от себя, что отношу к формам мышления и другие варианты - но какая-то форма мышления все же присутствовать должна...

Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Законы логики:

I. Закон тождества

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения).

Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности.
В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль.

В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание
     
Ошибка "подмены понятия".
Причины ошибки:
а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли
б) лингвистическая - омонимичность языка
в) психологическая - ассоциативность мышления

II.Закон непротиворечия

Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.   Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными).   

Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли
В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В.

В символической логике:
¬(рΛ¬р)
читается: неверно, что р и не-р
      Ошибка "противоречивости в рассуждении".
В случае ошибки допускается следствие: (p Λ ¬р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"
 
III. Закон исключенного третьего

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).

Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения
В классической логике: А либо не-А.

В символической логике: pv¬p, читается: либо р, либо не-р
      Ошибка "непоследовательности в рассуждении".
Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно

IV. Закон достаточного основания

Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения
Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования
Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения"

Более подробно расскажу о логическом значении и своем видении этих законов далее...

Отредактировано Captain Thimo Taer'nei (2010-05-23 10:24:24)

0

3

Понятие как форма мышления
Понятие - простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках.
Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой, или чем они друг от друга отличаются.
      Общим называется признак, присущий классу однородных предметов. Если какие-то предметы сходны в отношении некоторого признака, то их можно объединить в группу, класс, отличающийся от других классов как раз тем, что входящие в него предметы обладают данным признаком. Большинство признаков является общими, но встречаются и единичные признаки, которым соответствует единственный предмет.
      Существенный признак - такая сторона, черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он передает быть самим собой, становится иным предметом.
      Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не влияет на его существование в качестве данного предмета.

       Различие между существенными и несущественными признаками не является строгим: то, что в одном отношении кажется существенным, в других отношениях может оказаться несущественным, и наоборот.

Замечу, что признак - весьма важный термин, так как на их основании, комбинировании, исключении и прочих с ними действиями, существует возможность классифицировать объекты и явления, а это, в свою очередь, как помогает в выявлении различных закономерностей - так и создает обширное поле для спекуляций. Как, впрочем, и любой инструмент - может быть использован по назначению, либо исходя из фантазии пользователя...

Логическая структура понятия
Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем.
Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии.
Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предметов, входящих в объем понятия

Скажем, объем понятия "планеты" - все космические объекты, соответствующие определенным  (договорным) критериям - по размеру, весу, характеристикам движения.
А содержание этого понятия - как раз-таки совокупность значимых признаков, по которым определяется - относится или нет данный объект к классу планет.

Содержание и объем и понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что
увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот

Возьмем понятия (в моем представлении) не-людь и эльф. Первое понятие больше по объему, ибо включает в себя такой класс, как "эльфы", и еще ряд других. Но второе понятие богаче по содержанию, ибо помимо всех общих признаков, присущих не-людям вообще, в него входят также и специфические признаки, присущие только эльфам.

Виды понятий и отношения между ними

Виды понятий

По объему (по количеству) все понятия можно разделить на три вида:

а) общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов, - "стол", "дом", "химический элемент" и т. п.;

б) единичные, в объем которых входит один-единственный предмет, - "первый космонавт", "столица Франции", "Луна" и т. п.; единичные понятия выражаются в зыке именами собственными или эквивалентными им выражениями;

в) пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета,- "кентавр", "русалка", "человек, побывавший на Марсе", и т. п.
Специально оставил как есть примеры - поскольку хотел бы остановиться отдельно на особой осторожности, с которой следует относиться к данной классификации. Если с первым элементом все более или менее ясно - видишь несколько предметов, схожих по своим признакам - значит, понятие общее, со вторым - чуть сложнее, но все же... Если столица Франции переедет в другой город, или выяснится, что бывали космонавты и попервее - произойдет переназначение понятий, прежнее, скорее всего, останется с какой-нибудь приставкой в стиле экс- и т.п., само же понятие переместится на новый объект , то...
с термином "пустые" понятия - я б не был так категоричен... скорее, я бы сказал "понятия, в объем которых не входит ни одного достоверно зафиксированного предмета". Сошлюсь, опять-таки, на "принцип кенгуру", описанный в этой ветке - исходя из него, многие из понятий просто не могли бы возникнуть, не будь определяемого ими объекта или явления...

По содержанию (по качеству) понятия разделяются на следующие группы:

а) Конкретные и абстрактные. Конкретными называют понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, самостоятельно существующие сущности, например, "человек", "буря", "дом" - объемы этих понятий включают в себя людей, явления природы, дома. Все это - целостные, автономные объекты. Абстрактными называют понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними. Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда "привязаны" к каким-то объектам. Возьмите, например, понятие "белизна" или понятие "честность". И белизна, и честность сами по себе не существуют, существуют белые предметы и честные люди. Но мы можем оторвать от предмета некоторое свойство и образовать о нем понятие - такие понятия и называют абстрактными. К абстрактным относятся и такие понятия, как "дружба" и "любовь". Они отображают отношения между людьми и без людей нет на Земле ни любви, ни дружбы.

б) Относительные и безотносительные. Относительными называют такие понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга, грубо говоря, это понятия, существующие только в паре. Например, "правое-левое", "верх-низ", "ученик-учитель" и т. п. Представьте себе, что у нас осталось лишь понятие "правое", а понятие "левое" исчезло. Нетрудно сообразить, что, оставшись одно, понятие "правое" потеряет всякий смысл и тоже исчезнет. Такие понятия могут существовать лишь в паре, ибо их содержания определяются отношением друг к другу. Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать сами по себе, например, "карандаш", "овца", "жмых".

в) Положительные и отрицательные. Положительные понятия отображают свойства, присущие предметам, например, "высокий", "алчный", "желанный". Отрицательные понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета, например, "неграмотный", "бескорыстный", "нежеланный". Если понятие "грамотный" отображает свойство человека уметь читать и писать, то понятие "неграмотный" говорит о том, что у объектов, входящих в его объем, данное свойство отсутствует. Следует, правда, обратить внимание на то, иногда слова, включающие в себя отрицательные частицы "не" или "без" ("бес"), выражают положительные понятия, т. е. отображают некоторые присущие предметам свойства: "ненависть", "неряха", "беспечный" и т. п.

г) Собирательные и несобирательные (разделительные). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, например, "стадо", "флот", "лес", "созвездие" и т. п. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам. Можно сказать, например, "В лесу легко заблудиться" или "Данное созвездие похоже на медведицу", но этого нельзя сказать об отдельном дереве или звезде. Совокупность предметов часто приобретает свойства, которые лишены входящие в нее предметы.

       Деление понятий на положительные и отрицательные, относительные и безотносительные не является жестким. В зависимости от того как мы формулируем содержание может меняться и наша оценка понятия.

[COLOR=blue]Отношения между понятиями

Сравнимыми считаются понятия, которые имеют общие признаки, т.е. имеют общее родовое понятие (желтый - зеленый, человек- не-людь, Земля - солнце и т.п.).
       Несравнимые понятия не имеют общих признаков (атом - эпидемия, климат - Вселенная и т.п.), т.е. отсутствует общее основание для их сравнения.
       Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы; объемы несовместимых - не имеют общих элементов.
      Отношения между объемами понятий принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера): мы рисуем кружок, в центре которого пишем какую-то "букву - А, В, С… Кружок с буквой, скажем, А, схематично представляет объем понятия А.

Виды совместимости
1) РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВО). В отношении тождества находятся такие понятия, объемы которых полностью совпадают
Москва (А), Столица России (В)
                     или
          Сын (А), Внук (В)
Объемы понятий "сын" и "внук" совпадают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук - чей-то сын), но содержание различно

Отредактировано Captain Thimo Taer'nei (2010-05-23 11:54:40)

0

4

Ой не,я над такими сложностями лучше задумываться не буду))).

0

5

Весьма полезная штука. Довольно простая, если понять... А вот понять - может оказаться достаточно сложно :)

0

6

????..Ну ладно.

0

7

А про нечёткую логику рассказывать будут?)

0

8

Тут и четкую-то не все воспринимают...)) Но - если надо - то будут))

0

9

Некому рассказывать-с..  B)

0