Вольное Поселение эльфов, не-людей и людей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дивный народ на Руси?

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Дивный народ, чудесный народ, чудь... Все это сводится к сказаниям Урала. Причем размах широк  - от седых времен до 20 века. Впрочем, читайте:

--------------------------------------------------------------------------------
"Великие тайны: Уральская Чудь- откуда она?

--------------------------------------------------------------------------------

В.В.Соболев

Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, т.н. "Чуди белоглазой", представители которой по преданиям и сказам отличались особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Этот народ, связанный таинственными узами с русским народом, загадочно исчезает, и следы его теряются в горах Алтая.

Ниже приводится попытка проникнуть в тайну этого удивительного народа Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге "Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались.

Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну "только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами".

В легенде,- пишет исследователь творчества Н.К.Рериха художник Л.Р.Цесюлевич,- есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии.

Очень широко распространены подобные легенды и на Урале, который является как бы связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали предания о Чуди.

Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами - курганами и городищами, подземными пещерами и ходами - возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.

В разных вариациях легенда о чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то темнокожий народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти белая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей.

Некоторые легенды рассказывают даже о реальных контактах ранних переселенцев с «посланцами» Чуди- «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю Чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности, но она показала белым людям все, и тогда «старые люди» все золото и металлы спрятали.

Эта легенда удивительно перекликается с легендой , приводимой Н.К.Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу- помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».

Взаимодействие «посланцев» Чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А.Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. "«лушай,- сказала женщина Татищеву,- ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы."» И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов…

Наряду с данными о контактах Чуди с переселенцами легенды содержат довольно четкие и ясные характеристики внешнего вида и духовного облика «чудаков», так что перед нами проступают черты реального народа.

В одном из первых рассказов П.П. Бажова "Дорогое имечко" - Чудь или "старые люди" - это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, "закрыв гору".

Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками- вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.

Эту мысль подкрепляет еще одно наблюдение. Люди, приходя на новые места, попадают, как правило, в своего рода невесомость- отсутствие ориентированного жизненного пространства. С переселенцами на Урале так не случалось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них был заложен как бы духовный вектор, который в дальнейшем блестяще материализовался. И не даром древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что "образовывать имена не сможет всякий, кому вздумается, но кто видит ум и сущность вещей”. Более того, сами чудские места стали своеобразными "магнитами". На чудских курганах стоит город Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом возник город Курган. И как точно и как бы не случайно стоят города и селения, там, где надо: в узлах коммуникаций, вблизи залежей полезных ископаемых в окружении прекрасной природы. Вот Оренбургу вначале несколько не повезло. Его ставили в местах, указанных немцами, пришлось переставлять несколько раз.

Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города - неизвестно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так, известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью. Вот что рассказывает древнегреческий писатель Лукиан, скептически относившийся ко всему необычному, о встрече с одним из гиперборейцев: "Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что в самом деле оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь"?

Куда же ушла Чудь? Не в те ли подземные города, с которыми Н.К. Рерих связывает жизнь мудрых и прекрасных обитателей Агарты и о которых рассказывали челябинской писательнице С.К.Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло - торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо - то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался..."

В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара- богатырь стережет чудские богатства. Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: "Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет "дорогое имечко", и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими".
ссылка на оригинал

2

В последнее время эта тема весьма заинтересовала меня, а потому приведу некоторые выкладки нарытые из инета.

В уральских поверьях первой четверти XX в. дивьи люди, обитающие в недрах гор, <дивно прекрасны и мудры>: <Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят меж людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события.

Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000. — 672 с.
----------------------------------------------------------------
Ужас Кольского полуострова

На одном из перевалов Кольского полуострова вблизи Сеид-озера не так давно погибли четверо туристов. Опытные, спортивные ребята лежали цепочкой, вытянувшейся от перевала до ближайшего жилья. Последний пробежал семь километров и упал в двух сотнях метров от ближайшего дома, где надеялся найти спасение. Признаков насилия на телах не обнаружено, но на всех лицах застыла гримаса ужаса. А вокруг, по словам перепуганных местных жителей, отпечатались следы, не похожие на звериные, но слишком большие для человека…
Случившаяся трагедия как две капли воды напоминает еще одну, произошедшую около 30 лет назад в тех же северных широтах, но отдаленных от Кольского полуострова на тысячи километров. На Северном Урале, в верховьях реки Печоры, исчезла группа свердловских туристов. Спасатели, срочно выехавшие в район, где должен был проходить маршрут свердловчан, нашли их только через несколько дней. На перевале горы Отортен стояли две палатки, их задние стенки были изрезаны ножами, а вниз по склону горы на снегу лежали полураздетые туристы. Следов насилия на их телах обнаружено не было. Но так же, как и на Кольском полуострове, на лицах погибших застыл ужас.

Загадочные смерти

Есть еще одна деталь, которая объединяет два этих страшных происшествия. Вблизи горы Отортен находится священное для народов манси урочище Ман-Папуньер. Шесть огромных, в несколько десятков метров высотой, каменных столбов поднимаются здесь над отрогами Урала. По преданию, сохранившемуся среди северных народов, шесть могучих великанов преследовали одно из племен манси, уходящих за "каменный пояс» Уральских гор. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти настигли племя. Но им преградил путь маленький шаман с белым, как известь, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу.
Открытия тайной экспедиции
Сеид-озеро на Кольском полуострове и до сих пор вызывает благоговейный трепет у местного населения. На его южном берегу находили свое последнее пристанище местные шаманы. И это тоже отмечено необыкновенными памятниками, но не природы, как хребет Ман-Папуньер, а человека. В 1920–1921 годах в этом районе побывала географическая экспедиция. Экспедиция была необычная. Ее организовало… ОГПУ. Руководитель экспедиции Александр Барченко, заведующий лабораторией нейроэнергетики Всесоюзного института экспериментальной медицины, тоже слыл человеком необычным. Круг его профессиональных интересов был очень велик: создание приборов для радиошпионажа, изучение необычайных или, как сейчас говорят, экстрасенсорных способностей человека, выяснение природы НЛО, поиск снежного человека и многое другое.
На Кольский полуостров экспедицию привел приказ руководства ОГПУ: заняться изучением распространенного здесь необычайного заболевания – "эмерек», или "мереченье». Трудно отыскать что-нибудь похожее на эту "чертовщину», приводящую в недоумение и современных психологов, которые склонны сравнивать состояние "мереченья» с состоянием зомби. Местные жители часто объясняли эту болезнь кознями когда-то жившего на территории Кольского полуострова таинственного племени колдунов-карликов, гневавшихся на людей, тревоживших покой их могил.
Вот что записал в своем дневнике участник экспедиции астрофизик Кондиайн: "В одном из ущелий мы увидели загадочные вещи. Рядом со снегом, там и сям пятнами лежавшим по склонам ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, рядом с ней кубический камень. На другой стороне горы с севера виднеется гигантская пещера на высоте сажен 200 и рядом нечто вроде склепа замурованного».
Но больше всего поразило ученых изменение психического состояния людей, оказавшихся вблизи древних сооружений. Их вид почему-то приводил членов экспедиции в состояние безотчетного ужаса.
Неподалеку от урочища экспедиция обнаружила несколько небольших сопок, похожих на сложенные руками людей пирамиды. У их подножия ученые испытывали слабость, головокружение или безотчетное чувство страха. "Даже естественный вес человека, – по словам Кондиайна, – здесь увеличивался либо уменьшался».
И еще одно неожиданное открытие сделала экспедиция. Она обнаружила узкий лаз, уходящий в глубь скалы. Исследовать его не удалось. Смельчак, попытавшийся проникнуть в него, испытал… непреодолимый, почти осязаемый ужас. Ему казалось, что с него живьем медленно сдирают кожу.
В 1997 году в этих местах побывала еще одна экспедиция, руководимая доктором филологических наук Валерием Деминым. Таинственного, внушающего страх лаза она, правда, не нашла. Зато обнаружила несколько древних сооружений, в том числе каменную "обсерваторию» на горе Бингурт, этрусский якорь и колодец под горой Куамдепахк.
-------------------------------------------------------------
Жители подземелья
У лопарей, живущих на Кольском полуострове, и у их соседей саами бытуют легенды о карликах, поселившихся когда-то под землей. Лопари называют их "сайвок». Лапландцы – народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место – она закрывала вход в подземное жилище сайвок. С карликами – подземными жителями, боявшимися дневного света, но могучими волшебниками, лопари опасались ссориться.
Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих Север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, знают о существовании маленьких человечков, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Они пришли с севера. Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо. Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна.
На побережье Ледовитого океана эстафету легенд коми о карликах принимают ненцы. "Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили "сииртя» – маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают о сииртя – странном, мифическом народе, некогда якобы населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.
У русских землепроходцев, появившихся на Урале позднее, тоже есть предания и сказы о живущих в горах людях небольшого роста, красивых, с необычайно приятными голосами. Так же, как сайвок на Кольском полуострове, они не любят бывать на дневном свету, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот неслучаен. "Чудь белоглазая» – под таким именем фигурируют карлики в уральских сказах – занималась под землей добычей золота, серебра, меди. Когда на Урал пришли русские, по совету вещих, знающих будущее шаманов чудь белоглазая, жившая на западных склонах Урала, прокопала длинные подземные ходы и скрылась в недрах гор со всеми своими сокровищами.
В этих предгорьях Урала, где исчезла чудь, находится еще одно место – пещера Сумган, с которой связано "ощущение ужаса», как и в случае с лазом, найденным экспедицией ОГПУ на Кольском полуострове.
Спелеологи, не один раз штурмовавшие эту пещеру и доходившие до ее второго дна, вспоминают чувство непонятного, ничем не обоснованного страха, охватывающего их в одном из ходов пещеры. И по сей день узкий лаз, в который переходит этот ход, никем не пройден.

Из всего что здесь написанно (равно, как и в соседней ветке) можно вывести следующее... Практически у всех народов имееются легенды о карликах, но лишь у уральцев и иже с ними эти легенды имеют подозрительное сходство, различающиеся лишь только названиями "чудного народа". Общее схожее описание народца: маленькие, живут под землей, обожают возиться с металлами, обладают некоторыми чудесными способностями, неплохо защищают свой подземный мир. Так и напрашивается одно общее слово - гномы.  Помимо них в русских легендах очень часто поминаются, так называемые "песьи люди" - люди с головами собаки.

ИЗ «ПЕРЕЯСЛАВСКОГО ЛЕТОПИСЦА»
ПЕСЬИ ПЕЩЕРЫ
Dавным-давно объявились вдруг близ реки Медведицы песиглавцы. Немного их было — две-три дюжины выродков, — а урон наносили немалый. То путника одинокого лютой смерти предадут, то исхитят пригожую молодку. Бросятся мужики в погоню, а тех песьих голов и след простыл, будто сквозь землю провалились. А был в деревне дрях-лый-предряхлый знахарь Светун. Время от времени он обмирал и лежал недвижно, а когда в себя приходил, дивно рассказывал о том свете, куда душа его во время обмиранья улетала. И вот сызнова пришел в себя Светун, да и молвит:

— Люди добрые, знайте: зверюги эти, песиглавцы, поселились в пещерах, что на правом берегу Медведицы, близ дубовой рощи. Там я их и увидал во время своего вещего сна. И три наши девки украденные — там же, в пещерах.

— Поди-ка сунься в оные пещеры, — в страхе пробормотал кто-то из мужиков. — Перебьют по одному. К тому же там входов-выходов десятка полтора, не менее. Тут надобно все хорошенько обмозговать...

Светун тогда говорит:

— А мы песьи головы перехитрим. Надобно невдалеке от пещер снарядить трех-четырех наших девок в ратном одеянии, с луками, мечами и щитами. Пусть одна притворится мертвой, со стрелою, вроде бы торчащей из горла, а подружки ее пусть на все лады голосят по убиенной и проклинают песиглавцев. Те на бабий дух падкие — спасу нет! Непременно выедут из пещер на разведку, захотят наших девок в полон взять. Тут пусть уж они, голубушки, отбиваются как могут, пока мужики из засады выскочат — с другой, подветренной стороны, чтоб не учуяли врага зверюги. Помните: у них и кони с песьими головами и звериным нюхом, их тоже надобно остерегаться. Главное дело — захватить живьем хоть одну образину: он нам ой как сгодится!

Долго дивовались мужики ясному уму и хитрости столетнего старца. И все же кое-кто засомневался:

— Где ж нашим девкам выстоять против выродков песиглавых? Непривычны наши голубицы ратоборствовать.

— Стало быть, надо выбрать тех девок, что покрепче и похрабрей. И за месяц-другой обучить их воинскому кровавому делу.

На другой день собралась на совет вся деревня. Судили-рядили, как быть. Порешили наконец, уже ближе к полудню: исполнить все, как замыслил Светун. А пятеро молодок сами вызвались на смертное дело.

И ведь сбылись, сбылись вскоре предначертания Светуна! Двух песиглавцев мужики порешили в схватке, а одного в плен захватили. Сперва молчал он как рыба, а когда подтащили его к железному острейшему колу, чтоб на оный кол задницей посадить, завизжал, забился — и от страха лютого указал все потайные ходы-выходы из пещер. Тут-то сызнова изумил всех знахарь: велел в одночасье у всех нор и лазов зажечь горючую серу. Дым пополз внутрь пещер — и вскоре начали оттуда выползать воющие песиглавцы. Перебили их, ясное дело, всех до единого. А потом и девицы пленные выскочили, чуть живые от страха. Небось уже и света белого увидеть не чаяли!

Много чего о житье-бытье проклятых песиглавцев понарассказали они на том пиру, что устроился в селе после победы над нечистью. Жаль только, не пировал вместе со всеми столетний старец Светун: сызнова впал в обмиранье.

А пещеры, что близ рощи дубовой на другом берегу Медведицы, с тех пор так и зовутся — Пёсьи пещеры.

Не знаю как вам, а мне это напоминает небезызвестных, распиаренных Толкиеным гоблинов. А как же эльфы? Вполне логичный вопрос. Если не уповать на того же Толкиена, который описал исход эльфов из этого мира ("Время эльфов прошло - настала эпоха людей"), то стоит выделить из русских легенд строки, где упоминаются лесные люди "прекрасные челом, красивым голосом и бессмертных" или тех же "гиперборийцев" о которых упоминает Плиний. Кстати, найденная в 90-х годах "алтайская принцесса" наводит меня на некоторые моменты из истории "летописи чуди". Помните, что чудь ушедшая под землю управлялась женщиной, которая отличалась высоким ростом, красотой и, как привиделась во сне Татищеву, имела на голове некое золотое украшение? Так вот, найденная "алтайская принцесса" подходит под описание, имеющееся в легендах Алтая. И еще одно... Ученые провели ДНК анализ этой находки и доказали, что "принцесса" никак не может быть "алтайских кровей", мало того "общечеловеческих". Теперь далее, если предположить что найденная "алтайская принцесса" - правительница чуди, то тут на ум приходит одно нехилое несовпадение. Во всех сказаниях чудь упоминается в виде карликов, короче, если они гномы, то почему вождь у них такого роста? Может быть ответ еще в одной древней легенде, где говорится о том, что дивьих людей приютила в своих горах чудь? Дивьи люди, дивный народ...

3

За выложенный материал большое спасибо...
И за выводы тоже... Вполне логичны.

Для справки:
В "Альфирине №3" есть статья Мелиан на сию тему. Так же в пятом номере есть статья Ясиниэль про Яндом-озеро (вроде прально написал).

4

За выложенный материал большое спасибо...
И за выводы тоже... Вполне логичны.

Для справки:
В "Альфирине №3" есть статья Мелиан на сию тему. Так же в пятом номере есть статья Ясиниэль про Яндом-озеро (вроде прально написал).

Полазаю, почитаю... Спасибо.

5

Sword

Кстати, найденная в 90-х годах "алтайская принцесса" наводит меня на некоторые моменты из истории "летописи чуди". Помните, что чудь ушедшая под землю управлялась женщиной, которая отличалась высоким ростом, красотой и, как привиделась во сне Татищеву, имела на голове некое золотое украшение? Так вот, найденная "алтайская принцесса" подходит под описание, имеющееся в легендах Алтая. И еще одно... Ученые провели ДНК анализ этой находки и доказали, что "принцесса" никак не может быть "алтайских кровей", мало того "общечеловеческих".

это публицистика, вполне нормальная мумия женщины,ни чем не отличающаяся от других) вчера ради интереса разговаривала со своим профессором по этнологии, он три года назад ездил к "принцессе".
А в общем материал очень хороший и интересный)

6

Мне эта тема тоже интересна, особенно Алтайская. Но не очень ясно, где всё же чудь жила, на севере Алтая или на Урале.
У меня есть северо-алтайская веточка, мать моего отца с горного Алтая, шорка. Но по той ветке у нас нет черноволосых, наоборот - две мои сестры (сколько-то-юродные) с белыми волосами, европейского типа. И глаз азиатских нет в роду. Кстати, жители горного Алтая раньше многих овладели искусством оружейной ковки, и долгое время у них покупали оружие как кочевники азиаты, так и славяне. Но потом те и другие их обогнали в кузнечном деле, и бизнес закончился.

7

продолжение темы о чуди... но уже с уклоном к гномам :)

Даже сегодня жители этого края рассказывают о встречах со странными желтоглазыми карликами

Народный фольклор с незапамятных времен хранит рассказы о подземных жителях-гномах. Для большинства из нас они лишь персонажи сказок. Однако в средние века к этим подземным жителям относились как к реально существующим соседям человека. В Германии, Чехии, Скандинавии сохранились легенды о маленьких коренастых крепышах, еще тысячу лет назад контролировавших все горы Европы. Они лучше людей понимали душу металла, природу камня. Их, долгобородых, никогда не тянуло растить хлеб или, скажем, рыбачить. Идо наших дней дошли свидетельства того, что гномы стерегли залежи полезных ископаемых, сами плавили металл, собирали несметные запасы сокровищ. Обитали скрытно – в мрачных подземельях, в глубине которых прятались их роскошные комнаты и залы с прорубленными световыми шахтами и стенами из самоцветов. И груды золота, драгоценных камней...

Загадочная "чудь"

После того как австралиец Питер Браун отыскал в прошлом году в Индонезии захоронения "хоббитов" – карликовых человечков ростом чуть более метра, ученые всерьез задумались и о существовании гномов.

- Раз найденные нами скелеты подтвердили легенды о хоббитах, то почему не быть правдой рассказам о подгорных гномах, ирландских леприконсах и австралийских йови? Надо просто лучше искать! – говорил Питер Браун.

Легенды и факты. Один из крупнейших писателей Средневековья Агрикола (XVI век) неоднократно упоминает гномов. Он пишет, что эти "демоны" обычно бывают двух видов: одни маленькие, но крепкие, похожие на пигмеев, другие же имеют вид дряхлых, скрюченных стариков, и все живут в горах.

Самые богатые горы на Земле, как известно, Уральские. В их недрах сосредоточена вся таблица Менделеева, тысячи разновидностей минералов -настоящее раздолье для знатоков руд и месторождений!

В школьных учебниках написано, что природные богатства Урала лежали себе без дела, пока в "дикие края" не пришли русские. Однако первые заводчики и промышленники, присланные из Петербурга ученые с удивлением обнаружили и старинные шахты, и настоящие шедевры металлургического производства!

"...Жившая тут чудь желтоглазая только самую хорошую руду отбирала, лазя под землей наподобие кротов..." – писал в 1768 году про Пермский край академик Иван Лепехин. В предгорьях Среднего Урала находили не только древние шахты, но и заброшенные городки "чуди" с металлургическими горнами, поражающие и сегодня своим совершенством и красотой старинные бронзовые изделия. По данным археологов, они были отлиты еще во времена Древней Греции и раннего Средневековья, когда наши предки буквально "бегали в шкурах"!

Что же это за "чудь желтоглазая"? Неужто – предки удмуртов и коми-пермяков? Нет – сами удмурты и коми-пермяки "чудинов" своими праотцами не считали!

"Согласно преданиям коми, чудь была "прежним", "древним", "иным" народом, – пишут в книге "Тайны земли Пермской" чермозские краеведы Валентин и Маргарита Чуприяновы. -В них "чудины" представляются низкорослыми, напоминающими гномов. Они почему-то всего боялись и прятались в чащобах, избегая контактов с другими прикамскими племенами. В то же время в совершенстве владели кузнечным и литейным делом, умело обрабатывая металл и дерево, возводили вокруг своих городков мощные укрепления. Потом они загадочным образом бесследно исчезли из Прикамья".

Средний рост средневекового человека был всего 1 метр 60 сантиметров для мужчин и 1 метр 50 сантиметр для женщин. Если на фоне такой "могучести" чудь казалась низкорослой – невольно напрашивается на ум 1 метр 30 сантиметров – средний рост гномов, согласно преданиям!

Верхом на драконах

Несмотря на добровольную изоляцию от внешнего мира уральские "гномы" значительно опережали в своем развитии соседей! Именно чуди Чуприяновы приписывают большинство дошедших до нас бронзовых фигур "пермского звериного стиля" или Ломоватовской культуры. И это -настоящие шедевры!

Даже не верится, что в те самые времена, когда были "варварскими"-Британия и Германия, когда не воздвигли еще ни Москвы, ни Киева, на суровом северо-востоке Европы отливали сложнейшие многофигурные композиции из бронзы, выстроенные по канонам "золотого сечения" Леонардо да Винчи! Какое воображение, стилизованное единство мира в фигурках – издали вроде бы человеческих, а вблизи напоминающих летящих птиц, тело и крылья которых – таежные ели, а голова – низкое зимнее солнце! Настоящая "гномья" работа!

Но в самый большой тупик ученых поставила бляшка, изображающая.. . езду верхом на драконе, а возможно – на динозавре!

"Среди приуральской чуди было распространено представление о каком-то мифическом звере о признаками гада и вооруженной рогом головой, напоминающей не то крокодилью, не то носорожью, с вытянутым туловищем и щитками вдоль спины", – писал в начале XX века исследователь пермского звериного стиля Дмитрий Анучин. Спустя несколько десятилетий палеонтологи найдут в Прикамье... останки того самого ящера, удивительно схожего с изображенным на бронзовой бляхе! Мнения исследователей разошлись – одни решили, что "чудные" гномы при добыче руды наткнулись на окаменелые останки драконов, рассудили, что те уносят души умерших за гремящие моря "нижнего" мира. Другие считают, что огромный пресноводный динозавр еще мог жить в Каме как минимум полторы тысячи лет назад и послужил моделью древним ваятелям. А возможно, такое чудовище, немного измельчав, и сегодня еще скрывается в глубоких таежных реках.

Легенды и факты. Гномы зорко стерегут свои богатства. Недавно в немецком городе Магдебурге компания молодых любителей легкой наживы узнала, что под одной из старых башен зарыты сокровища. Взяв лопаты, они немедленно отправились на их поиски, но когда принялись за работу, послышался страшный шум, голоса, а вслед за тем башня рухнула, погребя под развалинами всех несчастных.

На острове Мальта в средние века двое рыцарей повстречали раба-колдуна, который обещал им достать сокровища из каких-то пещер с условием, что рыцари выкупят его. Но когда чародей пытался достичь сосуда с монетами, деньги то показывались, то вновь исчезали. Наконец колдун устал и попросил спутников принести ему воды. Возвращаясь, рыцари услышали истошные крики о помощи. Они увидели распростертую фигуру мертвого мага, все тело которого было сплошь покрыто крестообразными надрезами, как бы сделанными ножом.

Куда они исчезли?

При раскопках древних городищ Урала установлено, что их обитатели обожествляли, металлургию. Металлурги, кузнецы и рудокопы жили отдельно от "примитивных аграриев". Они поклонялись "духу меди и железа" и приносили ему человеческие жертвы. Но чьи это поселения – человечьи или гномьи?

Мнение археолога. Зав. отделом археологии Пермского областного краеведческого музея Наталья Соколова: "В "гномов" я не верю – о росте древнего человека правильнее всего судить по останкам в захоронениях. Пока при раскопках нам удается находить на Урале лишь обычные "человеческие" останки ростом не ниже метра шестидесяти среднего телосложения. По своему антропологическому типу эти люди были похожи на нынешних коми-пермяков".

Но почему археологи решили, что гномы – властители гор – хоронили своих покойников на поверхности? Может быть, это захоронения их друзей и союзников, снабжавших хлебом в обмен на ремесленные изделия и помощь при нападении врагов, живших по соседству на поверхности. А могилы "владык Урала" покоятся где-нибудь в глубинах приполярных горных пещер?

Легенды и факты. С 963 года во французском Эльзасе существует старинный рудник Маркирх. В 1539 году в нем нашли стокилограммовый самородок серебра, а в конце следующего века – просто огромный, с полтонны! Горняки тогда рассудили, что в глубинах рудника укрыт вход в царство гномов, и горные духи помогали людям в их тяжелом труде. Лишь бы они не шли дальше, не углублялись в более богатые жилы,! Но иногда сами гномы Маркирха выбирались на поверхность, и один из них даже влюбился в дочь шахтера. Он подарил девушке выкованную из серебра розу необыкновенной красоты, но та отвергла бородатого карлика. Тогда гном убежал в шахту и в ярости подрубил все крепежные леса, завалил штольни камнями. А волшебная роза до сих пор хранится у потомков девушки, и ее лепестки распускаются накануне приятных событий.

Пока точно известно лишь одно – "чудные" гномы Урала однажды вдруг исчезли из Прикамья. Как это было – повествует легенда в фольклоре коми:

"Жил-был князь чуди Юкся, а у него три сына: Чадз, Бач и Пукся. И вот однажды узнали, что на их землю надвигается страшное несчастье, и решили умереть. Они ушли в землю, вырыли большие ямы, внутри поставили колонны, а сверху настелили потолок и насыпали землю. Зашли туда всем народом, подрубили столбы и ушли в землю заживо. Поганые с тех пор эти места. То кошкой, то собакой, то волком обернутся вдруг мертвые чуди. А упадешь в тех местах, ногу пришибешь – совсем не заживет!"

Какая жуткая, нечеловеческая смерть! Такой способ коллективного самоубийства под землей действительно скорее придет на ум гномам, а не людям. Но, может, это была и не смерть, а простое переселение в глубокие горные пещеры, показавшееся средневековым людям уходом на тот свет? И в наши дни есть люди, встречавшие на Урале загадочных "карликов"!

P. S. Пермский уфолог Николай Субботин неоднократно слышал одну и туже историю от незнакомых друг с другом людей. В рассказах было много похожих деталей, что не позволяло считать их лишь плодами больного воображения. Суть сводилась к контактам со странными желтоглазыми человечками невысокого роста, которые по внешнему облику и одеянию напоминали гномов. Человечки передвигались на аппаратах, подобных... НЛО, и увозили людей к себе в гости в подземные города, расположенные в труднодоступных горных пещерах Северного Урала.

Не исключено, что за долгие века совместной жизни и контактов хотя бы часть загадочной "чуди" перемешалась с людьми, и сегодня талантливые и трудолюбивые уральцы сами "немного гномы". Забавный факт: фамилии Чудиных и Чудиновых в Пермском крае встречаются часто!

Кстати

Сходство ближайших минеральных родственников железа – кобальта и никеля – удивительнейшим образом начинается с имен Кобольда и Никеля, прозвищ горных гномов. Кобольд был подземным карликом, который приноровился воровать серебро прямо из руды, превращая его в нечто бесполезное и даже опасное. Старый Ник (или Никель) – имя другого зловредного подземного духа, "специализировавшегося" по медным рудам.

Оригинал: http://www.narodru.ru/peoples1242.html/www...ru/smi1812.html