Вначале - несколько о самом празднике.
Имболк отмечается 1 февраля.
Название Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - "молоко". Ф.Леру в книге "Друиды" дает другую версию: "префикс "imb-" и "folc" - "ливень".
Имболк является наименее изученным из всех ирландских праздников. Традиционно его сопоставляют с римскими празднествами очищения.
Имболк знаменует возрождение природы, приближение весны, требует от верующих очищения. Имболк отождествляется с деторождением, противопоставляется смерти. Этот день требует наибольшего воздержания и благочестия.
С точки зрения календарных празднеств, Имболк знаменует рождение ягнят и начало лактации у овец.
Имболк - праздник дома и домашнего очага. Он раньше других стал семейным праздником, его отмечали не всем племенем, а каждым домом в отдельности.
Февраль считался в древней Ирландии первым весенним месяцем. В ирландских трактатах он называется месяцем сева и выгона скота. Так же февраль связан с деторождением и водяным культом. Февраль считался неудачным временем для зачатия, зато самым удачным месяцем для рождения, особенно девочек. И самым счастливым днем для рождения считалось первое февраля, ибо зачат такой ребенок был в Бельтайн - день, благословленный Богиней.
БОГИНЯ БРИГИТА
Традиционно принято считать, что языческий праздник Имболк был посвящен богине Бриг - Brig, Brigita в Ирландии, зафиксированой на континентальном галльском материале под именем Brigantia Belisama (эпитет "сияющая"), Bregenzt в Британии. Бриттские племена Бриганты считали себя потомками божественной Бригантии или Брегинса.
Имя Бригиты возводят к санскритскому корню bharat-í ("высокое", "превосходящее") или к индоевропейскому корню bhrghnti - дословно можно перевести как "та, что превосходит", "та, что возвышается".
Наиболее известна Бригита - жена и/или дочь Доброго Бога Дагды и ее две сестры. Эта тройственная Бригита была покровительницей справедливости и судей, а также богиней огня, домашнего очага, ремесел и искусств, в том числе целительства, поэзии и кузнечного дела, учения, творчества, защитницей рожениц и невест. Уход за коровами и их дойка тоже в ведомстве Бригиты. Она - Богиня жизненной и творческой силы, природы и возрождения, процветания и благополучия, Богиня инициации, сакральных знаний.
Ирландская поэма "Котел Поэзии" называет Бригиту хозяйкой источника Segais у истока реки Бойнн, из которого поэты черпают поэтическое вдохновение. С этим же местом связан культ лосося мудрости и орешника знаний. К Бригите взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.
Галльскую Бригантию Цезарь отождествлял с Минервой, покровительницей мудрости, которой поклонялись и как покровительнице родов, плодородия.
В христианский период место богини Бригиты заняла святая Бригита.
В день Бригг море становится теплее – Бригг опускает туда руку.
В землях скоттов сказывают: с 1 ноября по 1 февраля на земле владычествует одноглазая ведьма Кайллеах – ‘старая женщина’. Она поднимает бури, ударом своего жезла губит все живое. С нею бьются соединенные силы Солнца, Росы и Дождя. Это Кайллеах держит Бригг в плену на удаленном острове , а освобождает ее рыцарь Энгус Вечноюный. Первого февраля они вступают в брак.
Мудрые же сказывают о том иначе. Одноглазая Кайллеах – суть зимнее лицо юной и прекрасной Бригиты. Накануне Кайллеах отправляется на остров Юности, где в лесу бьет источник молодости. Там при первом блеске расвета она омывается в бегущей воде и обретает молодость – снова становится Бригитой, юной девой весны, и под рукой ее расцветают цветы, белые и желтые.
На Островах девушки в честь Бригг омываются росой или снегом. Девичий караван носит по домам «последний сноп», ставят его на почетное место и устраивают пир. В этот же день дожигают «рождественское полено» в тех домах, где оно не сгорело дотла, и оставшиеся от Рождества украшения. Там, где почитается этот обряд, к магии воды, отмечающей это действо на островах, присоединяется магия огня. Вспомним, что Бригг хранит и от пожара, а «рождественское полено», в наших краях бадняком именуемое – сродни спящему зимою громовому божеству, огненное восхождение которого во второй раз – более прочный залог неминуемого его возвращения.
Наши северные братья говорят, что в эти дни (вернее, третьего числа – «ветреная месса») ветер поворачивает на весну. Интересно, что в скандинавском календаре сие день св. Блазия-Власия, имя же праздника же звучит как blossmesse. Соотносится ли сие со славянским праздником, также связанным в народном месяцеслове со св. Власием, 12 (25) февраля, и почему два «Власия» двух северных стран так отстоят друг от друга, даже без учета календарного смещения – загадка сегодня еще не разрешенная. В этот день девам запрещено расчесывать волосы, также не стоит прясть и плести сети, как и на славянский праздник Пряхи Судеб. Для защиты от шторма призывают огонь – жгут метлы и веники. Мудрость книжная напоминает о боге-ване Ньерде, усмиряющем огонь и воду, правителе ветров, хозяине Корабельного Сарая (Бригантия – начало навигации в Северном Море). Память же народная хранит обычаи, указующие на волшебное родство бури с женским прядением и девьими космами, а жгут метлы и веники – любимое орудие ведьмы, так похожее на женские косы и на струи дождя…
Если для кельтов, живущих на островах, праздник Перелома Зимы становится праздником воды, а для нордов – праздником ветра, то в магии славян, в особенности западных и порубежных с ними белорусов все больше проступают огонь и гром. В этих землях праздник называется Громница, свечи, которые зажигают в этот день – «громнички». Их хранят в течение года и зажигают во время грозы. В день свечей их пламенем выводили косые кресты на входе в дом, каждый из домочадцев опаляет над ней волосы, воск такой свечи смешивают с льняным семенем от бури. Вспомним, что по известной пословице ветер сеют, а бурю жнут, и властвует над этим та же богиня, что прядет лен судьбы, образ которой остался на всей Руси в почитании Громницы-Богородицы, стоящей на камне, велящей огню и воде. Ей служат Дивы-цверги, согревающие землю дыханием, в ее честь играются воинские игры о битве Света и Тьмы – у нас на Масленицу, которая частенько приходится на февраль, в Европе точно на Бригиту.
На Громницы должен жаворонок пискнуть, даже если замерзнет. В эти же дни на Руси «полузимница» - середина зимы, когда она в полной силе, но убыль ее ближе с каждым днем. В это время Медведь ворочается в своей берлоге с боку на бок. Если в этот день он увидит свою тень, то есть будет солнечно, то весна еще долго не наступит, а если будет пасмурно и ветрено, то этот ветер вскорости принесет весну.
ОБРЯДЫ ИМБОЛКА
Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.
Традиционная пища Имболка - молочная. Так же подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы блюда эти, а также напитки содержали изюм.
На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом.
В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока.
В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов.
У нас в этом году (ибо, как всем известно, большинство праздников приходится праздновать в ближайшие к собственно дате выходные) празднование приходится на 3-4 февраля. Поскольку праздник семейный - то и крупных/шумных торжеств не планируем - сугубо посиделки семейным кругом.
А кто еще планирует отмечать - и, если не секрет - как?