Уж не знаю, как там у буржуйских эльфов, но у нас как-то повелось считать эльфов христианами. Почему так произошло - для меня, лично, большого секрета нет.
С одной стороны, "эльфийский официоз" просто боится "войны на два фронта" - мало того, что нужно отстаивать место под солнцем, и доказывать свое эксклюзивное право на истину в собственно эльфийской (и околоэльфийской) среде - еще не хватало быть объявленными "сектой" со стороны влиятельнейшего государственного (подчеркиваю - это не закравшаяся ошибка, ИМХО - именно - "государственного"), идеологического и экономического института в лице РПЦ.
Помимо того, если не одобрение, то, по-крайней мере признание со стороны той же РПЦ "нееретичности" движения позволяет вставлять этот факт к месту и не к месту, таким образом "добавляя веса" самому движению.
Что же касается самих эльфов - опять-таки, в силу территориально-культурных особенностей сложилось, что значительная наша часть еще до своего пробуждения формально или "по жизни" приобщилась к христианскому эгрегору - да так и продолжает себя с ним ассоциировать.
И, в принципе, в этом нет ничего плохого - если это - следование духу христианства, а не той кривобокой его букве, которую нам предлагает церковь - будь то православная, католическая или протестантская. Но об этом я скажу в отдельной ветке.
А какова же "традиционная" эльфийская религия, существовавшая задолго до возникновения христианства? Язычество? Тогда - давайте посмотрим, что такое язычество с точки зрения современной теологии.
В первую очередь - это - обязательно многобожие, с поклоненнием духам стихий, принесением жертв и т.п.
Видим ли мы это применительно к эльфам? На первый взгляд - да. Солидный пантеон богов, за каждым закреплены поределенные функции и "зоны ответственности". Существует пара верховных божеств обоего пола, как и положено, существует отступник-разрушитель. Проводя параллель, хочется отметить, что весьма схожую картину мы можем наблюдать и в древнейших человеческих верованиях - ведических, зороастризме, Шумере и Аккаде.
О чем это, по логике вещей, должно говорить? Либо о том, что все эти верования имеют один общий источник, и лишь потом были несколько ассимилированы соответствующими народами, либо - о том, что эти верования отражали реальную картину мира и мироздания, подтвержденную практическим опытом многих народов...
Неужели столь большое число народов (и рас) было в состоянии независимо друг от друга наступить на одни и те же грабли, и без объективных причин выдумать весьма стройную теософскую систему, тратить огромные ресурсы на возведение культовых сооружений и принесение жертв? Причем - это не забитые пещерные люди, и не примитивные землепашцы-скотоводы, какими их было принято считать еще не так давно. До многих знаний, имевшихся у этих народов, современная наука со всеми ее техническими прибамбасами, с трудом добирается только сейчас - и явно со временем выяснится, что таких знаний гораздо больше.
Существует научный "принцип кенгуру" - ни в одной из мировых мифлогий (кроме, конечно, австралийской) нет упоминания о чем-либо напоминающем это животное. То бишь, человеческое сознание не в состоянии придумать нечто принципиально новое, выходящее за рамки его представлений о возможном.
Однако, почему-то наука упорно (за исключением отдельных маргинальных личностей типа З. Ситчина или Э.фон Дейникена) не хочет применить этот принцип к мифологии и допустить, что древние просто излагали в мифах то, что их окружало, либо то, что им поведали еще более древние.
Если же сделать такое допущение - то, по большому счету, снимается вопрос о "забитости" этих народов и "отсталость" язычества автоматически становится абсурдной.
Довольно пространное вступление, нет?
Вижу это и сам, но без него мне довольно трудно было бы пояснить то, о чем я хочу сказать далее. И теперь это коснется уже только эльфов и их веры (за исключением некой части, вы дальше поймете, какой)
Итак - если допустить существование проявленных в той или иной форме высших сил, описанных в эльфийской мифологии - что тогда можно сказать об этой мифологии? Только то, что она является некой летописью взаимоотношений эльфов и богов, а также - способом передачи важных правил этих взаимоотношений для потомков - дабы те таковых не нарушали. И это - уже не религиозное преклонение перед богами, не попытки с помощью жертвоприношений и молитв задобрить слепые силы природы.
Скажем, мы живем в определенной стране, в которой существует Президент, как высшее должностное лицо, и определенная структура власти, которая устанавливает законы и следит за их исполнением. Соответственно, если любой из нас нарушает эти законы - рискует быть наказанным, если же их соблюдает - как минимум, его не трогают, как максимум - за определеные деяния могут поощрить (речь - о "виртуальной" стране ) Кроме того, власти собирают налоги (жертвоприношения), и каждый житель теоретически имеет возможность обратиться по властной иерархии вплоть до Президента - письменно, по телефону, или, если повезет - при личной встрече, с просьбой.
Можно ли нас называть в таком случае язычниками за то, что мы платим налоги, соблюдаем законы, иногда образщаемся с просьбами к "богам" того или иного уровня?
По аналогии - можно ли называть язычниками эльфов за то, что они исполняли те же действия в современных им условиях? По-моему - нет.
И вот тут хочу остановиться на принципиально важном моменте. Не следует смешивать эльфийскую религию и эльфийскую мифологию. Мифология - это летопись, описание того, что, когда и почему делали эльфы, кто их направлял в этом.
Религия - а, скорее, вероисповедание эльфов - это та же Эстель, вера и надежда, и никакие божества к ней отношения не имеют...
А теперь позволю себе эскападу в направлении "канонического" христианства. как бы по определению монотеистического. Является ли оно таковым? Да нет же. В рамках того же христианства давно создан свой пантеон - частью - под влиянием местных культур, частью - по "производственной необходимости".
Не согласны? Что ж - вспомните всех Николаев-угодников, Ильей-Громовержцев, Георгиев-Победоносцев и иже с ними. И оказывается на вершине пантеона сам Бог, в качестве его полномочного представителя - Иисус, как представительница женского начала - Дева Мария, а дальше - опять же иерархия "по ведомствам". Хочешь безопасно идти в море - молись и ставь свечки тому, хочешь богатый урожай - другому, нужна удача в бою - третьему... И что это, как не язычество, с тем же принесением жертв? И, как и во все времена, а, пожалуй, и пуще прежнего, жрецы продолжают эти жертвы скирдовать в свои кладовые...
Что же до Христианства истинного - каким оно должно быть (подробней я остановлюсь на нем в соответствующей ветке) - не гораздо ли ближе то, что говорил Иисус - о вере и внутренней свободе, о единстве природы человека и Бога - к той же Эстель? Что же до всех прочих религий - если отбросить с них шелуху, которой они специально обернуты корыстным духовенством - не получим ли мы в экстракте те же самые идеи?
Что я хотел сказать всем этим?
То, что на самом деле настоящая эльфийская религия - не язычество, каким его принято представлять.
То, что между каноническим христианством и истинной верой эльфов весьма мало общего
То, что если твоя вера - духовна - обряд для тебя не имеет значения, будь ты человек или эльф...
Отредактировано ltnemo (2005-08-28 11:10:24)